СОВЕТ
Васильевского сельского поселения
Шуйского муниципального района Ивановской области четвертого созыва
155926, Ивановская область, Шуйский район, село Васильевское, ул. Советская, дом 1
РЕШЕНИЕ
от 21.02.2023 года № 1
О деятельности администрации Васильевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области за 2022 год.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заслушав отчет Главы Васильевского сельского поселения о деятельности администрации Васильевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в 2022 году, Совет Васильевского сельского поселения решил:
Председатель
Совета Васильевского сельского поселения М.В.Благина
Глава Васильевского сельского поселения А.В.Курилов
Отчет о деятельности администрации Васильевского сельского поселения за 2022 год
Уважаемый председатель Совета Васильевского сельского поселения!
Уважаемые депутаты Совета!
В соответствии с действующим федеральным законодательством, главы сельских поселений ежегодно отчитываются перед представительным органом поселения. Сегодня я представляю на ваше рассмотрение отчет о работе администрации Васильевского сельского поселения за 2022год.
Работа администрации поселения – это исполнение полномочий, предусмотренных: Конституцией Российской Федерации, федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом поселения по обеспечению деятельности местного самоуправления: исполнение бюджета поселения, осуществление мероприятий по благоустройству территории, освещение улиц, обеспечение мер пожарной безопасности. Обеспечение содержания «внутренних» дорог, обеспечение водоснабжения населения, в части содержания шахтных колодцев.
Эти полномочия реализуются путем организации повседневной работы администрации поселения, подготовки нормативных правовых актов, проведения сходов, рассмотрение письменных и устных обращений граждан.
Для информирования населения о деятельности администрации используется официальный сайт администрации. На постоянной основе задействуются средства громкоговорящей связи, установленные в 2019 году. Информация размещается на информационных стендах в шести населенных пунктах поселения. В текущем периоде администрация осуществляла свою деятельность в условиях повышенной готовности, реализуя государственные меры, связанных с проведением СВО. К основным мерам реализованные администрацией относятся: проведением мобилизационных мероприятий в соответствии с ФЗ « О воинской обязанности», оказание содействия семьям мобилизованных граждан.
Предлагаю к вашему сведению основные показатели жизнедеятельности поселения:
Численность населения в 31 населенном пункте Васильевского сельского поселения по состоянию на 1 января 2022 г. составила 2179 человек (на 1.01.2021 года 2217 человек). Убыль за год составила 38 (АППГ- 74) человек. Временно на территории поселения, в основном в осенне-летний период, регистрировались 91 человек (АППГ-128) .
Динамика за пять лет выглядит следующим образом:
№П\П |
Демографический показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 |
2022 |
Общее количество за пять лет |
1 |
Зарегистрировано прибывших |
43 |
72 |
59 |
87 |
91 |
321 |
2 |
Снято с регистрационного учета |
40 |
84 |
133 |
110 |
107 |
422 |
3 |
Родилось |
22 |
14 |
16 |
13 |
13 |
86 |
4 |
Умерло |
33 |
43 |
35 |
33 |
33 |
179 |
5 |
Общее количество зарегистрированных |
На 1.01. 2019 г. 2397 |
На 1.01. 2020 г. 2379
|
На 1.01. 2021 г. 2217 (вр.128) |
На 1.01. 2022 г. 2179 |
На 1.01.2023 г. 2201 (вр.41)
|
Динамика -376 человек |
Таким образом, убыль населения за пять лет составила - 376 человек.
Градообразующими предприятиями на территории поселения являются:
СПК Колхоз им «Арсения» с численностью работающих -72 (АППГ-74) человек,
ООО «Васильевский лесокомбинат» с численностью работающих- 71 (АППГ-80) человек.
КФХ Котомин И.А.- 24 человек (АППГ -23 чел).
На территории поселения функционирует:
- средняя общеобразовательная школа, где обучается 165 (АППГ-165) школьников,
-детский сад с. Васильевское, где воспитывается 56 (АППГ-56) детей ,
- ФАП в д. Чижово,
- офис врача общей практики в с. Васильевское,
- Васильевский детский дом, где проживает 23 воспитанника (АППГ-24).
- 8 торговых точек
- кафе столовая (ИП Садовников) с. Васильевское
- парикмахерская (ИП Лаптева) с. Васильевское
- муниципальное казенное учреждение КДЦ Васильевского сельского поселения (Дом ремесел, музей, СДК Васильевское, д.Чижово , в летний период :клуб д. Никитинское, клуб с. Чечкино-Богородское, )
- библиотека с. Васильевское , д. Михалково, д. Чижово
- на постоянной основе администрацией поселения оказывается содействие в обеспечении работы аптеки с. Васильевское, тем самым организуется бесперебойное снабжение жителей поселения необходимыми лекарственными средствами. Удалось стабилизировать и кадровые проблемы. При взаимодействии с администрацией Шуйского муниципального района и собственниками аптеки обеспечивается ежедневная доставка работников аптеки в с. Васильевское.
- потребности населения в почтовой связи обеспечиваются в двух почтовых отделениях. Второй года в рамках договорных отношений по возмещению коммунальных затрат, в бюджет поселения поступают средства. Так за 2022 год поступили деньги в сумме 21529,6 р.( АППГ- 2088,23).
Далее предлагается рассмотреть основные показатели деятельности Администрации Васильевского сельского поселения:
Деятельность исполнительного органа местного самоуправления по работе с обращениями граждан выстраивалась в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ от 2005 года.
В истекшем периоде в Администрацию поселения по вопросам предоставления компетентной информации обратилось 613 (АППГ-796) граждан, которым были оформлены необходимые документы. Также направлено информации по запросам органов федеральной и региональной власти 555 (АППГ 520) шт.
На постоянной основе продолжает эффективно действовать цепочка «Житель –Староста-Администрация». Благодаря настойчивости, инициативе и своевременной критики, оперативно разрешаются жизненно важные проблемы: обеспечение водой, содержание дорог, решение неотложных нужд по благоустройству и информированию населения. В рамках проведения мероприятий по доступности граждан к государственным услугам специалистом многофункционального центра ведется прием документов на выдачу и замену паспортов, регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Как уже было доложено выше, общее количество зарегистрированных и снятых с учета граждан составляет 198 (АППГ197) человек.
Администрацией поселения на постоянной основе оказываются нотариальные услуги, таких граждан в 2022 году было 15 (АППГ-100). На снижение количества оказываемых нотариальных действий повлияла ситуация, связанная с отсутствием отпуска для нужд населения льготных дров. Ранее граждане, в основном, обращались за оформление доверенностей на оказание выше названной услуги.
Администрацией поселения ведется исполнение отдельных государственных полномочий в части ведения воинского учета. По состоянию на 1.01.2022 года на воинском учете состоит 469 человек, из них: офицеры -8 ч, сержанты, прапорщики и солдаты – 422 ч, призывники –39 чел. В октябре 2022 года администрацией поселения проводился комплекс мероприятий по обеспечению мобилизационного плана в соответствии с Указом Президента РВ. Срывов в обеспечении допущено не было.
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
|
|
|
|
||
Доходы всего |
10109 |
9757 |
13660,3 |
10600,7 |
11550,1
|
2700,4 |
в том числе |
Выпол. 11609,7 |
Выполн 14085,4 |
Выполн 12057,5 |
Выполн. 13161,2 |
|
|
налогов и неналоговые |
1757,1 |
1730 |
1661,2 |
1549,9(1706,1) |
1589,12 (2397,0) |
1928,3 |
безвозмездные |
|
|
|
|
||
поступления |
8351,5 |
8027 |
11999,1 |
9050,8 |
9961,0 (10764,2) |
25072,1 |
в том числе |
|
|
|
|
||
дотации |
6958,9 |
6874 |
70066,7 |
7289,6 |
8077,3 (8337,9) |
8524,1 |
субсидии |
405,6 |
369,9 |
4085,1 |
853,7(1295,9) |
968,5 (1416,3) |
16159,5 |
субвенции |
177,8 |
201,2 |
203,4 |
232,4 |
238,9 (101,0) |
115,4 |
межбюдж. Трансферты |
809,2 |
582 |
643,9 |
675,1(1460,9) |
676,3 (789,1) |
273,0 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
Расходы |
10306 |
9757 |
13739,5 |
10796,3(12163,7) |
11550,1 (12743,7) |
2700,4 |
з/плата |
2289,6 |
2148 |
2247,0 |
2274,0(2277,0) |
2383,9 (2641,6) |
2955,3 |
|
|
|
|
|
||
благоустройство |
1760,2 |
1348 |
1460,6 |
1754,0(2540,3) |
1863,7 (2832,4) |
17273,7 |
|
|
|
|
|
||
дороги |
664 |
436,8 |
405,6 |
436,8(922,6) |
438,0 (550,8) |
|
Из представленной вам информации на видим, что за 2021-2023 годы финансирование имеет тенденцию к повышению, по отношению к планируемому. Считаю это положительным моментом, что объективно отражает деятельность администрации поселения по изысканию дополнительных источников дохода бюджета, в том числе путем вхождения в различные государственные и региональные программы. Так, в 2022 году администрация поселения успешно реализовала проект «Инициатива граждан». На средства областного бюджета, администрации поселения и граждан обустроен « Мемориал Воинской Славы» .
Общее количество израсходованных средств составило 596995 рублей. Открытие обновленного Мемориала, стало значимым событием в общественной жизни поселения. Мероприятие широко было освещено и в средствах массовой информации. Несомненно, реализация таких мероприятий положительно влияет на имидж поселения. Васильевское поселение постоянно повышает свое политическое, экономическое и культурно-историческое значение в общественной жизни Шуйского района. В октябре 2022 года Правительством Ивановской области было принято решение о выделении средств в сумме более 15 млн. рублей, рамках государственной программы «Комфортная городская среда». В настоящее время объявлен конкурс на соискание подрядчика по освоению денежных средств. В апреле 2022 года администрацией поселения были проведены мероприятия по продаже земель сельхозназначения на общую сумму 204 тыс. рублей. С сентября 2022 года заключен договор аренды муниципального имущества с предпринимателем с. Васильевского. Ежемесячное поступление в бюджет составляет 9 тыс. рублей. . Вместе с тем слабо решается проблема, связанная с недоимкой в бюджет налоговых сборов. На сегодняшний день составляет -112 тыс. рублей ( АППГ 163 тыс. рублей).
3.Ремонт и обслуживание дорог.
В 2022 году собственными силами и средствами поселения выполнен частичный ремонт гравийных дорог в д. Михалково ул. Центральная, проведена посыпка шлаком дороги в деревне Новое Крохино. Это все основные работы, выполненные в истекшем периоде. На снижение объема работ в значительной степени повлияло повышение стоимости услуг по расчистке дорог и фактическое отсутствие денежных средств на начало летнего периода. Кроме этого, в летний период усилились меры прокурорского реагирования на принуждение администраций сельских поселений к исполнению функции надлежащего содержания дорог. Но при отсутствии финансирования, провести мероприятия в полном объеме не представляется возможным. Для упорядоченья и экономии расходования средств, особенно в зимний период, администрации сельских поселений вышли с инициативой о передаче полномочий по содержанию дорог в администрацию Шуйского муниципального района. Данное решение было принято с 1 июля 2022 года. В целом, по заключенным соглашениям, общее количество поступивших трансфертов на ремонт и обслуживание дорог внутри населенных пунктов в бюджет поселения составило - 550, 7 тыс. рублей ( АППГ- 922,6 тыс. рублей). Вместе с этим, общий объем выполненных работ дорог в гравийном исполнении в значительной степени положительно отличается за последние пять лет. В истекшем периоде администрацией Шуйского муниципального района начато строительство дороги в с. Чечкино-Богородское к бывшей д. Вадяново. Администрацией поселения направлялись заявки на ремонт подъездных путей к населенным пунктам д. Чижово, с. Кузнецово, д. Скоморохово. Принимаются меры по изысканию средств дополнительного финансирования.
Уважаемые депутаты , думаю стоит отметить , что транспортная коммуникация от села до районного цента продолжает соответствует предъявляемым требованиям к качеству и безопасности дорог. Для гостей и жителей села, качественная дорога в значительной степени обеспечивает комфортное проживание в административном центре поселения. Вместе с тем, осуществление дальнейших мер по ремонту дорог будет продолжена в 2023 году. В настоящее время прошла корректировка цен проектно-сметной документации на ремонт дорог улиц Полевая и Новая. Документация прошла государственную экспертизу. Дорога включена департаментом дорожного хозяйства в план ремонта на 2023 год.
4.Благоустройсво.
Обеспечение благоустройства, одна из основных функций Администрации. Как видим из представленной таблицы, запланированные расходы на благоустройство в 2022 году составили 2383,9 тыс. рублей, фактически израсходовано 2641,6 тыс. рублей.
К основным мероприятиям следует отнести:
1.Снос аварийных деревьев. В текущем периоде выполнены работы по сносу 20 аварийных деревьев по обращениям граждан за период с 2019 года. Были снесены деревья в с. Васильевское – 9 деревьев, д.Чижово-2 дерева,с.Кузнецово-2 дерева, д. Меньшиково - 4 дерева. д.Литвинцево-3 дерева.
В течение летнего периода 2022 года неоднократно направлялись призывы к населению о наведении порядка на прилегающих территориях. Администрация готова была обеспечить сознательных граждан инструментом и расходными материалами для выполнения общественно полезных работ. Но, к сожалению, за 2022 года было только одно обращение от жителя ул. Школьная с. Васильевское. В 2021 году решением Совета поселения внесены изменения в правила благоустройства поселения. Определена зона ответственности собственников зданий и построек по содержанию прилегающих территорий. Задачей администрации поселения вижу в принятии дополнительных мер по повышению правосознания и обеспечении соблюдения жителями правил благоустройства. В 2023 году следует продолжить мероприятия по усилению действенности муниципального контроля, в том числе по привлечению нерадивых граждан к административной ответственности.
Как уже докладывалось ранее, в 2019 году передана в собственность администрации Шуйского муниципального района система водоснабжения с. Васильевское. В настоящее время водосети д. Михалково и с. Васильевское обслуживаются МУП ЖКХ Шуйского муниципального района. Жители получают услугу по обеспечению качественного водоснабжения, своевременно проводятся ремонтные работы. В 2021 году заменена водонапорная башня Рожновского в с.Васильевское. На постоянной основе ведется переписка с конкурсным управляющим совхоза «Васильевский» о передаче объектов водоснабжения в населенных пунктах: с.Чечкино-Богородское, д. Михалево, д. Ниткитинское. Как результат, в 2022 году администрация поселения передала на обслуживание в администрацию Шуйского муниципального района систему водоснабжения д.Никитинское. В течении 2022 года администрацией Шуйского муниципального района с привлечением подрядной организации построены дополнительно три колодца. (д.Михалево, с.Чечкино –Богородское) и отремонтирован один (д.Поречье).
В 2022 году администрацией поселения проведены работы по сносу аварийных деревьев на территории кладбищ с.Васильевское-2, с.Кузнецово-2.. В течение летнего периода производился покос прилегающей к кладбищам территории в с. Васильевское, своевременно вывозился накопленный мусор .
В 2022 году обустроены пожарные водоемы в с. Чечкино-Богородское и д.Михалково. Не покидает надежда о передаче специальной пожарной техники с подразделений МЧС г. Москва. Переписка по данному вопросу велась на протяжении 2020-2022 г.г. Для обеспечения забора воды пожарной автомашиной в зимнее время, администрацией поселения обустроены утепления прорубей в с.Васильевское, с.Чечкино-Богородское и д.Михалково. В течение года, в рамках заключенного договора, первичные меры пожарной безопасности в с.Васильевское обеспечивались Васильевским лесокомбинатом. В летний период команда добровольной пожарной дружины приняла результативно участие в соревновании команд Шуйского муниципального района.
По основным видам деятельности в 2022 году издано 55 (АППГ-85) постановлений администрации. Деятельность администрации выстраивается на основе планируемых мероприятия, с оперативным внесением изменений в условиях карантинных мер. Разработан и подписан план мероприятий на 2023 год. В настоящее время на территории поселения зарегистрировано 983 хозяйства. Острой была и кадровая проблема в администрации поселения. Сбоев, связанных с обеспечением приема граждан, своевременностью рассмотрения их обращений, допущено не было. В 2022 года проведены работы по утеплению помещения котельной в здании администрации д.Михалково. Уже на настоящий момент удалось сэкономить на теплопотерях значительное количество денежных средств. В рамках обеспечения доступных условий приема маломобильных граждан, проведен ремонт полов первого этажа здания администрации. В 2022 году расчетный норматив на содержание администрации поселения составлял 4501 тыс. рублей. По факту израсходовано 4294 тыс. рублей. Экономия составила 210,6 тыс. рублей.
Уважаемые депутаты, благосостояние населения в первую очередь определяют экономические факторы. Администрация поселения видела и видит стабильность и рост экономики, в первую очередь, в развитии сельского хозяйства. В течение 2022 года, из вновь образованных предприятий, продолжают развиваться крестьянско-фермерское хозяйство «Иван Александрович Котомин», Надо понимать, что предприятия преодолевают трудности в квалифицированной рабочей силе, нуждаясь в поддержке со стороны населения. В течение 2022 года сельскохозяйственные предприятия продолжили наращивать поголовье крупнорогатого скота, увеличивали пахотные площади. Для оперативного решения проблем, влияющих, в том числе и на жизнеобеспечение поселения, руководство сельхозпредприятий обеспечивает свое присутствие в Совете поселения. В настоящее время решается вопрос о смене назначения земельных участков в с. Васильевское для дальнейшей продажи под развитие сельхозпроизводства.
Из числа малых предприятий продолжает функционировать хлебопекарня в с. Васильевское. Расширяется ассортимент выпускающей продукции, предприятие успешно «вливается» в туристическую инфраструктуру села Васильевское и обеспечивает потребности постоянно проживающего населения. С 2021 года на территории села продолжает деятельность швейное производство в помещении автостанции, где создано дополнительно 8 рабочих мест.
За период 2022 года культурно-досуговым центром администрации Васильевского сельского поселения проведено 322 мероприятий, которые посетили 5675 жителей и гостей поселения. В настоящее время культурно-досуговый центр имеет высокий профессиональный потенциал. Методист Литяйкина в 2021 году удостоена звания «Мастер золотые руки», ее воспитанники неоднократно становились победителями всероссийских конкурсов мастерства. Активно в культурную жизнь поселения «влился» методист Смирнов (участник творческого коллектива О.Ромберг), который ведет вокальные занятия с населением в ДК д. Чижово. На базе Васильевского СДК организованы: детский театральный кружок самодеятельного творчества «Колесо чудес» и любительское объединение «Наследие» (65+), продолжает работать вокальная студия.
На базе Васильевского Дома ремесел в течение года проводились познавательные экскурсии и мастер-классы, в том числе и в формате «онлайн».
Проведены ряд мастер-классов по ткачеству на ткацком станке, на рамке, «на круге». Огромным спросом такие мастер-классы пользуются у посетителей старше 65 лет. В отдельном комнате музея разместилась новая экспозиция «Купечество в Васильевском», рассказывающая на примере предметов одежды и быта, как жили васильевцы до революции 1917 года.
И в заключении, уважаемые депутаты, считаю необходимым озвучить основные мероприятия, которые необходимо реализовать в 2022 году:
В целом работа администрации сельского поселения по решению вопросов местного значения осуществляется в постоянном взаимодействии с вами, с администрацией Шуйского муниципального района, жителями , руководителями организаций, учреждений., расположенных на территории Васильевского сельского поселения, индивидуальными предпринимателями. Я благодарю всех присутствующих депутатов за оказанное содействие в разрешении проблем поселения. Благодарю за конструктивную критику в наш адрес. Все ваши замечания в нашей деятельности очень важны и не остаются без внимания.
Уверен, что Администрация способна решать задачи и обеспечивать функции исполнительного органа муниципального образования!
Благодарю за внимание! Доклад окончен!
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.